воскресенье, 31 марта 2013 г.

Главные события политической недели в Челябинской области 25-31.03.2013



Реформа областного правительства

      Общий облик нового формата управления регионов уже, в целом, ясен. Можно выделить несколько наиболее вероятных его черт. Прежде всего, администрация губернатора не станет, подобно администрации президента РФ (чей опыт восходит к схеме тандема «ЦК КПСС – Совет министров СССР»), параллельным функциональным управленческим центром – почти все вопросы ведомственного характера будут переданы в областное правительство. В связи с передачей управленческих функций в правительство возникает проблема потребности в сокращении числа вице-губернаторов (до 2-3, скорее всего), и превращении ряда вице-губернаторов в вице-премьеров. В ведении администрации, скорее всего, останутся механизмы управления политическими процессами в области (Управление внутренней политики и, вероятно, ПР-структуры областной команды).
        Стоит предположить, что такая «двухколейность» может углубить некоторые проблемы в отношениях муниципалов с областными властями – политические задачи главам будут ставить в администрации губернатора, а решать свои финансово-хозяйственные вопросы им придется в правительстве.
   Еще одной проблемой может стать размытость центра экономического стратегирования территории – теоретически он должен находиться в управленческом контуре губернатора, который как раз и должен витать в эмпиреях и определять курс развития региона, но фактический опыт существования независимого от регионального экономического ведомства центра экономического анализа и управления инвестиционной политикой вряд ли можно счесть успешным. Между тем, именно успехи экономической миссии М.В. Юревича – диверсификации региональной экономики и привод на территорию новых инвесторов – будут рассматриваться как основные критерии его успешности (помимо таких априори важных позиций, как исполнение социальных обязательств и политическая управляемость).
        
Ситуация вокруг утверждения сити-менеджера в Озерске

Заседание конкурсной комиссии должно состояться в Озерске 2 апреля, и особых сюрпризов оно не готовит – кандидатура П.Ю. Качана, предложенная губернатором М.В. Юревичем, как говорят, с подачи Н.Д. Сандакова, устраивает, как минимум, двух участников комиссии – администрацию губернатора и «Росатом». Вернее будет сказать, что поскольку в своем нынешнем формате работы с территориями «Росатом» минимизирует участие в спорных и потенциально конфликтных темах, решающим моментом в данной ситуации оказались отношения областных властей и спорадически консолидирующейся «озерской команды» (групп мэра А.А. Калинина, авторитетного предпринимателя И.И. Литовкина и гендиректора ПО «Маяк» С.В. Баранова).
Отношения областной и озерской команд традиционно имеют недостаточно теплую температуру, и озерские элиты могли бы вновь прокатить областного кандидата (как это уже сделали с М.Г. Шейном в октябре), если бы конфликт областной команды и «силовиков» по-прежнему продолжался. Более того, согласно информации экспертов, мэр А.А. Калинин действительно пытался лоббировать в феврале-марте в «Росатоме» кандидатуру А.Ю. Баранова вопреки уже заявленным позициям Госкорпорации и области по Качану.
Однако в новых политических реалиях вызов областному руководству, поддержанному «Росатомом», уже будет «черным шаром» для самих озерских руководителей. Тем более, П.Ю. Качан, в отличие от М.Г. Шейна, вполне конвенциональная для Озерска кандидатура, к тому же по всем существенным параметрам явно превосходящая любого из потенциальных конкурентов, которых могут выдвинуть Город или Комбинат. Именно с середины марта меняется и позиция А.А. Калинина, который начинает выказывать поддержку кандидатуре П.Ю. Качана и отказывается от А.Ю. Баранова.
Помимо получения серьезного рычага политического управления в непростой для М.В. Юревича территории, областная команда лишний раз получила возможность в данном кейсе продемонстрировать свои политические бицепсы.
Более того, столь серьезное аппаратное поражение А.А. Калинина означает существенное ослабление его собственных позиций, вплоть до постановки вопроса о его досрочной отставке, который может быть поднят как в Озерске (где давно сложилась «антикалининская» оппозиция), так и из Челябинска или Москвы. Помимо того, что само утверждение А.А. Калинина на пост главы Озерска состоялось в 2009 году в совершенно иных, специфических политических условиях, сегодня возникают вопросы о его электоральных перспективах (так, экспертами были названы данные недавних исследований - рейтинг действующего мэра в 20% и антирейтинг в 35%), политической и управленческой эффективности мэрской команды. Серьезно дискредитирует команду мэра на всех уровнях оценки, от публичной до аппаратной, ситуация, сложившаяся в городе вокруг деятельности И.И. Литовкина.
Утверждение на посту сити-менеджера П.Ю. Качана, имеющего публичную поддержку областных властей (что напоминает институт «губернаторских посланников» позднего П.И. Сумина), будет означать дальнейшее ослабление команды мэра и переформатирование властных компетенций в пользу сити-менеджера.
Другое дело, что будет делать в дальнейшем сам П.Ю. Качан – он слишком «озерец», чтобы в возможном конфликте лояльностей (которых может оказаться не менее трех – городу, «Росатому» или области) однозначно оставаться на стороне областной команды.

Активизация медийной ситуации вокруг руководства Челябинска

На прошедшей неделе мы можем четко зафиксировать активизацию негативной медиа-повестки вокруг руководства Челябинска – прежде всего, фигуры сити-менеджера С.В. Давыдова.
Негатив концентрируется на нескольких основных темах – сейчас ведет «транспорт и деньги», на следующей неделе явно будет раскручиваться тема «субботники и благоустройство», возможно также обращение внимания недоброжелателей С.В. Давыдова на его отчет перед ГорДумой, состоявшийся 26 марта.
Транспортная тематика выражена сразу в нескольких острых для городской администрации сюжетах:
- судьба 288 миллионов рублей, полученных «Гортрансом» из федерального бюджета;
- ситуация на рынке частных пассажирских перевозок в Челябинске;
- деградация системы общественного транспорта в городе-миллионнике;
- отсутствие внятной транспортной политики в контексте стратегии развития города.
Каждая из тем может оказаться достаточно перспективной для негативной медийной «раскрутки» и электоральных последствий для С.В. Давыдова, поэтому вопрос остается лишь в готовности его потенциальных конкурентов начать кампанию по его очернению настолько заранее до потенциальных прямых выборов мэра (решение о которых пока еще даже не принято).
Постоянным источником негативных настроений жителей любого мегаполиса являются природные особенности России в период межсезонья – для В.М. Тарасова в марте 2005-го года недостаточно эффективная работа городских служб в условиях перемежающихся оттепелей, заморозков, дождей и снегопадов стала одним из факторов поражения. Уже сегодня можно ожидать, что паводок и грязь после апрельского потепления превратится в Челябинске в раздражающую обывателя проблему, которая станет очередным поводом обвинить сити-менеджера в неэффективности.
Можно констатировать, что сегодня именно деятельность челябинских городских властей объективно оказывается в фокусе внимания как общественности, так и политических элит, особенно в свете неизбежного обострения борьбы за грядущую перенарезку одномандатных депутатских округов.

Ситуация вокруг Челябинской ГорДумы

Судьба 13 депутатов, которые в перспективе лишатся своих округов, будет решена лишь, скорее всего, к весне следующего года – раньше этого не требует ни закон, ни политическая логика областных и городских властей. Между тем, понятно, что более всего подвешенность своей будущности беспокоит малоресурсных депутатов, для которых необходимость вкладываться в свой округ является существенным вопросом. Депутаты-тяжеловесы, напротив, уже к этим майским праздникам должны начать отходить от межвыборной спячки и начать экспансию в сопредельные округа, которые потенциально могут войти в их электоральное поле. Праздники 1 и 9 мая, на наш взгляд, станут очевидным маркером, который проявит тех городских депутатов, кто точно собирается биться за свою территорию.
Занятным новостным поводом прошедшей недели, связанным с данной повесткой, стала презентация доклада группы «Априори» молодых преподавателей ЮУрГУ, в которой депутаты ГорДумы уже были поделены на «проходных» и «непроходных». Оставляя за рамками настоящей работы критику методики исследования «Априори», отметим, что оно, несомненно, всколыхнуло депутатское и городское политическое сообщество.
Также можно уверенно прогнозировать рост интереса городских предпринимателей к попаданию в список «Единой России», учитывая, что она в любом случае проводит от 12 до 15 депутатов по партийным спискам в новый состав городского парламента. Весьма вероятно, что уже скоро (отбивать свое место в списке необходимо начинать заранее) мы увидим и новые (или уже известные лица некоторых малоресурсных депутатов-одномандатников) в качестве кураторов партийных проектов или спикеров партии по социально значимым повесткам. В связи с этим возрастает роль и областного руководства «Единой России» как модератора процесса «засветки» и наработки партийного веса этими потенциальными претендентами на места в партийном списке.
Рассмотрим итоги наступающей недели 1-7 апреля в следующее воскресенье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий