воскресенье, 24 марта 2013 г.

Главные события политической недели в Челябинской области. 24.03.2013.



          Итоги прошедшей политической недели - от агентства "Монитор".

Развитие ситуации вокруг Ф.М. Вяткина

Конфликтная ситуация, связанная с истечением полномочий Ф.М. Вяткина на посту председателя областного суда, близится к завершению. На прошедшей неделе информация о том, что кандидатура Ф.М. Вяткина была отклонена, вновь появилась в СМИ (отметим, что официального сообщения пока так и не было - и, видимо, не появится до наступления срока истечения полномочий), на сей раз в статусной федеральной газете «Ведомости», в виде подтверждения ее членом Кадровой комиссии, председателем ВККС Николаем Тимошиным.
Наиболее вероятным вариантом трудоустройства Ф.М. Вяткина, по мнению экспертов, станет работа в Верховном суде, с председателем которого В.М. Лебедевым его связывают личные отношения (кстати, сам В.М. Лебедев также возглавляет Верховный суд с 1989 г.).
Помимо щадящего для Ф.М. Вяткина формата его выхода из конфликта, это означает и серьезные последствия для политического процесса в регионе.
Во-первых, реформа областного правительства, очевидно, является частью компромисса и ориентирована на институциональное ослабление губернаторства в структуре региональной власти.
Во-вторых, устранение из регионального менеджмента основных игроков «губернаторской команды» - А.Г. Уфимцева, О.Н. Грачева и В.М. Евдокимова – также нацелено на ослабление административного ресурса М.В. Юревича в грядущих электоральных кампаниях (челябинские мэр и ГорДума, а также выборы губернатора).
       В-третьих, устранение из региона Ф.М. Вяткина открывает возможность для возвращения в Челябинскую область в качестве активного публичного политика Д.Ф. Вяткина, который может стать консолидированным кандидатов региональной «оппозиции» на губернаторских выборах.
      В-четвертых, не решен вопрос о кандидатуре нового председателя областного суда – пока мы имеем лишь неподтвержденную информацию относительно перспектив председателя Центрального суда Челябинска А.П. Хваткова (озвученную в качестве слуха еще в декабре), однако, учитывая контекст конфликта, весьма велика вероятность назначения на эту должность «варяга» из другого региона.

Реформа областного правительства

         Однако самой важной темой в региональной политической повестке стала реформа регионального руководства - учреждение поста премьера областного правительства. Первая информация о вероятности этого появилась еще в начале марта, сопровождаясь комментариями экспертов о том, что данная реформа является частью компромисса между М.В. Юревичем и «силовиками». Непосредственное же рассмотрение депутатами ЗСО предлагаемых областным правительством поправок в Устав региона пройдет 28 марта.
       Отметим, что разделение полномочий между руководителем исполнительной власти субъекта РФ и главой регионального правительства является обычной практикой и достаточно распространено, особенно в крупных регионах и национальных республиках. Смысл такого формата очевиден: глава региона представляет собой публичную политическую фигуру (особенно с учетом возвращения их прямых выборов населением), и его задача, с точки зрения общественного блага – сконцентрироваться на стратегии развития территории (замкнув реализацию рутинной работы на правительство); с точки зрения политического инжиниринга – сохранить свой электоральный потенциал, переведя неизбежные репутационные издержки на «техника» - премьера. Отсутствие в традициях российского менеджмента практики делегирования полномочий вообще является одной из причин понижения национальной конкурентоспособности, и развитие подобных механизмов нельзя не приветствовать.
         Существенная проблема «двуглавой модели» - возможность конфликта между двумя формальными лидерами, «младший» из которых быстро «обрастает» собственными людьми, обязательствами и интересами, что показывает, в том числе, и история «тандемократии» В.В. Путина и Д.А. Медведева (или П.И. Сумина и В.П. Уткина в Челябинской области до 2000 г.). В нынешнем челябинском кейсе мы имеем дело, однако, с сугубо техническим специалистом С.Л. Комяковым (имеющим преимущественные шансы стать премьером), который не заинтересован ни в личном политическом продвижении, ни в смене своей лояльности. Тем не менее, следует иметь в виду, что личностный момент важен лишь сегодня – кто займет пост премьера завтра, мы вряд ли можем спрогнозировать.
         Вместе с тем, политический интерфейс руководства регионом однозначно остается прерогативой администрации губернатора – интересным решением стала инициатива областных властей, озвученная на прошедшей неделе, по введению в муниципалитетах поста заместителя главы исполнительной власти по внутренней политике. Естественно, каждый глава окказионально «сваливает» политическую работу, как правило, на своего заместителя по социальным вопросам (реже – на начальника орготдела, зама по общим вопросам или спикера муниципального собрания депутатов), однако регулярной работой по мониторингу и политическому конструированию не занимаются ни в одной территории области, включая и мегаполис.
     В свете особой роли муниципальных депутатов (инструмент «муниципального фильтра» на выборах губернатора и депутатов ГосДумы), прозрачность и управляемость ситуации в территориях станет одним из главных факторов достижения электорального результата.

Развитие ситуации вокруг системы выборов Челябинской ГорДумы

Достигнутый компромисс по поводу количества депутатских мандатов Челябинской городской Думы, приобретаемых в результате выборов по мажоритарной системе, по мнениям экспертов, также связан с завершением политического противостояния вокруг фигур Ф.М. Вяткина и М.В. Юревича. Учитывая, что до старта кампании по выборам ГорДумы остается еще более года, городская «оппозиция», связываемая обычно с именем А.В. Барышева, проявляющего амбиции по формированию в Думе собственного депутатского пула, оказалась не готова к развязыванию новой конфронтации настолько заранее.
Первым следствием переформатирования Думы является то, что 13 ныне действующих городских депутатов (вместо 37 одномандатных округов остается 24) так или иначе будут вынуждены либо отдать свои округа, либо готовиться к борьбе на чужой территории. Важную роль в победе будут играть границы новых округов (а вернее, какие из нынешних округов будут «распилены» между соседями, а какие, напротив, станут основой для новых). Очевидно, что сегодня назвать список депутатов-«счастливчиков», в интересах которых «распилят» округа их менее удачливых коллег, практически невозможно. Мы можем лишь обозначить несколько основных, на наш взгляд, факторов, которые повлияют на попадание в этот список:
- поддержка со стороны команды губернатора;
- принадлежность к влиятельным группам, с которыми у группы М.В. Юревича существуют партнерские или нейтральные отношения;
- обладание достаточными электоральными ресурсами.
         При этом мы имеем в виду, что и в случае неблагоприятной для действующего депутата судьбы его прежнего округа он имеет все шансы бороться за победу и добиться успеха.
         Вторым важным моментом является появление новых возможностей для зарегистрированных в области политических партий (по данным облизбиркома, в регионе действуют отделения 37 партий). При 5-процентном проходном барьере (а по областному закону к распределению мандатов могут быть допущены даже партии, набравшие и менее 5%), шансы на успешную кампанию имеют порядка 7-8 партий.
         Прошедшие в октябре 2012 года довыборы депутатов ГорДумы по 9-ому и 35-ому округам показали, что новые партии, образованные после упрощения порядка регистрации, имеют неплохие шансы «откусить» электораты «старой» системной оппозиции или привести на участки бывших абсентеистов, завоевав 1-2 мандата. «Пенсионеры», «социальщики», «либералы», «националисты», «экологи», «сталинисты», «интернет-молодежь», «феминистки», «радикальные демократы», «новые коммунисты» - это лишь некоторые малые электоральные сегменты, которые могут быть отмобилизованы грамотными целевыми кампаниями. Проблемой здесь является, скорее, отсутствие работы крупных региональных игроков на партийном поле. Мы можем быть уверены, что без серьезной предварительной раскрутки представители протестного или «уставшего» электората либо не дойдут до выборов, либо проголосуют «по привычке» за системную оппозицию или «Единую Россию».

Рассмотрим итоги наступающей недели 25-31 марта в следующее воскресенье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий