понедельник, 18 марта 2013 г.

О XII "Рейтинге политической выживаемости губернаторов"


18 марта был опубликован XII "Рейтинг политической выживаемости губернаторов" - совместный продукт двух крупнейших в России политаналитических центров, Фонда "Петербургская политика" и КЦ "Минченко-консалтинг".
Применительно к Челябинской области этот «Рейтинг» интересен, конечно, понижением «оценки выживаемости» губернатора М.В. Юревича с 4 до 3 баллов по сравнению с предыдущим рейтингованием, проводившимся на 1 октября 2012 г. Нам же, прежде всего, интересна прикладная сторона этого продукта – что это означает для политики региона?
         Во-первых, мы должны учесть специфику методики исследования:
- рейтинг составляется тринадцатью экспертами (т.е., в силу малой выборки достаточно существенной должна являться проблема субъективности оценок экспертов);
- неясны критерии «выживаемости» - мы можем лишь догадываться, что речь идет об оценке деятельности губернаторов Президентом и его готовности к их замене;
- неизвестен математический аппарат исследования (как операционализируются полярные оценки экспертов? Оценки всех ли экспертов «весят» одинаково? Что означает фраза о том, что М.В. Юревич вошел в группу губернаторов, оценки выживаемости которых вызвали наибольшие разногласия экспертов?);
- период оценки «выживаемости» - полгода (слишком большой для оперативного анализа российского политического процесса срок, за который, как показывает практика, успевает начаться, достичь кульминации и завершиться полноценный элитный конфликт регионального масштаба);
- мы не имеем информации о составе «оценки выживаемости» (является ли она комплексным продуктом или простым суждением эксперта? Каковы оценки ресурсов губернаторов, которые они могут мобилизовать в «борьбе за выживание»?).
         Во-вторых, проблемы адекватного оценивания «выживаемости» М.В. Юревича тоже вполне очевидны:
- субъективно, обладая знанием о развернувшемся с ноября по март «наступлении «силовиков» на позиции губернаторской команды, невозможно не понизить оценку политического «хабитата» Юревича (понимая, что это естественная субъективная реакция);
- претендуя на отражение объективных параметров ситуации, мы также не можем не констатировать, что аппаратные (не электоральные!) позиции М.В. Юревича летом 2012-го (или, тем более, весной 2012-го или осенью 2011-го) были явно сильнее, чем в декабре 2012-го – январе 2013-го;
- не имея комплексного инструментария оценки «выживаемости», мы не можем взвесить важность каждого из факторов для понимания перспектив Юревича (социальной стабильности, качества управления, политической управляемости, электоральной поддержки, криминальной и коррупционной активности, угрозы терроризма, угрозы техногенных или экологических катастроф, элитных конфликтов, экономического развития и т.д.).
         Таким образом, мы, очевидно, не должны воспринимать «Рейтинг» как безусловное отображение объективной политической реальности, но, скорее, как отражение субъективного восприятия рядом экспертов основных тенденций политического процесса (преимущественно связанных с элитными отношениями), влияющих на перспективы губернаторов.
         Более полезными в вопросах политической практики, на наш взгляд, являются оперативные аналитические продукты с горизонтом анализа в месяц или менее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий