18
марта был опубликован XII "Рейтинг политической выживаемости
губернаторов" - совместный продукт двух крупнейших в России
политаналитических центров, Фонда "Петербургская политика" и КЦ
"Минченко-консалтинг".
Применительно
к Челябинской области этот «Рейтинг» интересен, конечно, понижением «оценки выживаемости»
губернатора М.В. Юревича с 4 до 3 баллов по сравнению с предыдущим
рейтингованием, проводившимся на 1 октября 2012 г. Нам же, прежде всего, интересна
прикладная сторона этого продукта – что это означает для политики региона?
Во-первых, мы должны учесть специфику
методики исследования:
- рейтинг составляется
тринадцатью экспертами (т.е., в силу малой выборки достаточно существенной должна
являться проблема субъективности оценок экспертов);
- неясны критерии «выживаемости»
- мы можем лишь догадываться, что речь идет об оценке деятельности губернаторов
Президентом и его готовности к их замене;
- неизвестен
математический аппарат исследования (как операционализируются полярные оценки
экспертов? Оценки всех ли экспертов «весят» одинаково? Что означает фраза о
том, что М.В. Юревич вошел в группу губернаторов, оценки выживаемости которых
вызвали наибольшие разногласия экспертов?);
- период оценки «выживаемости»
- полгода (слишком большой для оперативного анализа российского политического
процесса срок, за который, как показывает практика, успевает начаться, достичь кульминации
и завершиться полноценный элитный конфликт регионального масштаба);
- мы не имеем
информации о составе «оценки выживаемости» (является ли она комплексным
продуктом или простым суждением эксперта? Каковы оценки ресурсов губернаторов,
которые они могут мобилизовать в «борьбе за выживание»?).
Во-вторых, проблемы адекватного оценивания «выживаемости»
М.В. Юревича тоже вполне очевидны:
- субъективно, обладая
знанием о развернувшемся с ноября по март «наступлении «силовиков» на позиции
губернаторской команды, невозможно не понизить оценку политического «хабитата»
Юревича (понимая, что это естественная субъективная реакция);
- претендуя на
отражение объективных параметров ситуации, мы также не можем не констатировать,
что аппаратные (не электоральные!) позиции М.В. Юревича летом 2012-го (или, тем
более, весной 2012-го или осенью 2011-го) были явно сильнее, чем в декабре
2012-го – январе 2013-го;
- не имея комплексного
инструментария оценки «выживаемости», мы не можем взвесить важность каждого из факторов
для понимания перспектив Юревича (социальной стабильности, качества управления,
политической управляемости, электоральной поддержки, криминальной и
коррупционной активности, угрозы терроризма, угрозы техногенных или
экологических катастроф, элитных конфликтов, экономического развития и т.д.).
Таким образом, мы, очевидно, не должны воспринимать «Рейтинг»
как безусловное отображение объективной политической реальности, но, скорее,
как отражение субъективного восприятия рядом экспертов основных тенденций
политического процесса (преимущественно связанных с элитными отношениями),
влияющих на перспективы губернаторов.
Более полезными в вопросах политической практики, на наш
взгляд, являются оперативные аналитические продукты с горизонтом анализа в
месяц или менее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий