воскресенье, 17 марта 2013 г.

Главные события политической недели в Челябинской области. 17.03.2013.

Главные события политической недели в Челябинской области. 17.03.2013.

Мы начинаем регулярную публикацию кратких аналитических обзоров, посвященных основным политическим событиям в Челябинской области, свершившимся на протяжении прошедшей недели. Эти обзоры являются побочным продуктом долгосрочного исследовательского проекта, осуществляемого агентством «Монитор», и предоставляются в публичную собственность, имея целью информирование общественности. 
Методика базируется на анализе открытых источников и интервьюировании экспертов.

Ситуация с назначением Ф.М. Вяткина
Главным политическим событием недели 11-17 марта, без всякого сомнения, стало решение Комиссии при Президенте РФ по кадровым вопросам кадровой политики в правоохранительных органах не рекомендовать кандидатуру Ф.М. Вяткина на пост председателя областного суда Челябинской области. До сих пор в прессе не появилось официальной информации с четкой формулировкой этого решения, поэтому мы располагаем двумя версиями этого события:
1)    Версия, отраженная некоторыми местными блогерами, а также рядом интернет-СМИ: «Вяткина "на ура" утвердить должны. А у человека, сказавшего вчера на президентской комиссии "есть мнение этот вопрос сегодня не рассматривать" - спросить: а чье это мнение, если не секрет? Не хозяина ли каравана с рахат-лукумом, припарковавшегося в соседней чайхане?» Таким образом, авторами этой версии предполагается, что на комиссии один из ее членов, подкупленный М.В. Юревичем, предложил не рассматривать вопрос о переназначении Ф.М. Вяткина.  
2)    Версия, озвученная рядом СМИ (“znak.com”, “74.ru”, “dostup1.ru” (со ссылкой на информацию пресс-службы Кремля) и др.) о том, что на заседании Комиссии кандидатура Ф.М. Вяткина была рассмотрена и отклонена, и в результате было принято решение не рекомендовать его назначение на пост председателя областного суда.
Председателем Комиссии является Евгений Михайлович Школов, которого исследование Е. Минченко «Политбюро 2.0» относит к «группе Чемезова» (т.е., как раз «силовикам», относимым обычно к числу противников М.В. Юревича), а собственно Школова, отвечающего за кадровую политику помощника Президента, – к числу лиц, пользующихся наибольшим доверием В.В. Путина. Вряд ли можно серьезно предполагать, а) что столь значимое решение могло быть принято или отклонено без участия председателя Комиссии Е.М. Школова; и б) что он мог быть подкуплен противниками Ф.М. Вяткина. Таким образом, версия о подкупе Комиссии представляется нам крайне сомнительной и, вероятно, речь все же идет о закрытии Президентом вопроса о возможности переназначения Ф.М. Вяткина.
         По информации экспертов, существенную роль в решении Комиссии могли сыграть не столько конфликтный контекст ситуации или сюжеты о коттедже Ф.М. Вяткина и т.п., сколько вскрытые внутренним расследованием многочисленные факты неправосудных решений судей областного суда, принятых ими в период работы Ф.М. Вяткина на посту председателя, а также его 25-летний стаж на данном посту.
         Тяжелым последствием такого решения может стать невозможность сценария «передвижки» Ф.М. Вяткина на аналогичный пост в другой регион: при жестком варианте формулировки кадровой Комиссии вряд ли возможна вообще речь о продолжении им руководящей работы в судебной системе, и после истечения срока полномочий в конце апреля с.г. Ф.М. Вяткин окажется в положении рядового судьи Челябинского областного суда. Более вероятной представляется при таком сценарии его досрочная отставка и выход на пенсию, поскольку в этом случае он, по крайней мере, сохраняет все привилегии председателя облсуда. При более благоприятном для Ф.М. Вяткина сценарии он сможет продолжить руководящую деятельность в какой-либо смежной с судопроизводством сфере.
        
Дело о клевете на Ф.М. Вяткина
         Вряд ли случайным является совпадение двух событий, произошедших 14 марта, - заседания кадровой Комиссии и предъявления обвинений чиновнику областного правительства А. Карасеву по уголовному делу о клевете на Ф.М. Вяткина. Это указывает и на явно политический характер этого дела, и на то, что лица, от которых зависит его ход, «встроены» в механизмы управления текущим конфликтом.
Можно предположить, что такое совпадение означает, в том числе, что менеджер конфликта не знал заранее о вероятном исходе заседания Комиссии - в случае отказа от переназначения Вяткина предъявление обвинения Карасеву позволяло попытаться перебить информационную повестку кадрового поражения «антигубернаторской оппозиции» темой раскрутки «дела о клевете», а в случае переназначения Вяткина – усилить натиск на «областную команду».
Предъявление обвинения, прежде всего, может говорить о попытке превратить «дело о клевете» в долгоиграющий фактор региональной политической повестки (кроме А. Карасева обвинение может быть предъявлено целому ряду фигур разного политического калибра).
Однако ровно так же это обозначает и путь к сворачиванию дела: А. Карасев может оказаться в роли единственного «стрелочника», ограничившись условным приговором или уплатой штрафа размером до пяти миллионов рублей. Поскольку простое закрытие дела невозможно по политическим причинам, требуются разыграть все по правилам «дель арте» - с положенными следственными действиями, нахождением ответственного и его неотвратимым наказанием.
Вероятно, судьба А. Карасева (да и всего «дела о клевете») будет, во многом, зависеть от итогового карьерного решения по Ф.М. Вяткину.

Активизация медийной работы команды М.В. Юревича
         Необходимо отметить, что после резкого снижения медийной активности губернаторской команды в январе-феврале (зафиксированного в рейтинге «Медиалогии», отправившего Юревича на предпоследнюю строчку), вероятно, вследствие получения ими известного месседжа полпреда И.Р. Холманских о необходимости сворачивания информационной войны, в середине марта мы вновь наблюдаем рост упоминаемости М.В. Юревича в масс-медиа.
         Вряд ли большой удачей можно считать созданный губернатором интернет-мем «газовый лед – твердый газ», ставший объектом шуток. М.В. Юревич вряд ли в своей карьере станет выдающимся оратором, и всякие попытки его свободно говорить на камеру, весьма вероятно, будут оборачиваться подобными конфузами.
Помимо как весьма удачных, так и неуклюжих PR-поводов, связанных с метеоритом, в СМИ появились данные сразу трех количественных исследований, в которых содержались, в том числе, и рейтинги челябинского губернатора.
Накануне 8 марта Фондом «Петербургская политика», которым руководит М. Виноградов, относимый к кругу общения нынешнего идеолога Кремля Дмитрия Бадовского, был опубликован свежий «Рейтинг выживаемости губернаторов». Согласно итогам февраля, Челябинская область проявила положительную динамику, поднявшись к высшей границе группы «нестабильных регионов» и получив 5,9 баллов (+0,3) по 10-балльной шкале политической стабильности.
         Чуть позже выдал в СМИ свой «Рейтинг влияния глав субъектов РФ» Д. Орлов, входящий в состав Генерального Совета «Единой России» и считающийся одним из ведущих политических менеджеров «партии власти». Согласно его исследованию, М.В. Юревич прыгнул за месяц на 13 позиций, заняв 56-е место среди всех губернаторов России по потенциалу своего политического влияния. Д. Орлов прямо связал такой рост и «ослабевание угрозы отставки» губернатора с его адекватными действиями по ликвидации последствий падения метеорита в регионе.
         Наконец, 11 марта на сайте “znak.com” появились данные социологического исследования, проведенного группой екатеринбургских политологов в Свердловской и Челябинской областях. Согласно опросу, который на Южном Урале курировал политолог К. Киселев, склонны полностью доверять челябинскому губернатору 33,5%, и «скорее, доверяют» - 38,9%. Таким образом, совокупный рейтинг доверия М.В. Юревичу, по данным К. Киселева, составил 72,4%. Эти цифры близки к данным февральского исследования, проведенного Социологической лабораторией ЧелГУ под руководством В.Н. Козлова и частично попавшего в оппозиционные губернаторской команде медиа (так, по информации, размещенной в блоге А.В. Подопригоры, рейтинг Юревича в этом исследовании составил около 75%).
         Также важным новостным поводом, сопровождающимся количественными показателями, усиливающими впечатление роста политического влияния М.В. Юревича, стали итоги довыборов в Челябинской области, прошедших 10 марта. Из 18 мандатов 14 было получено кандидатами от «Единой России», а в самом важном проигранном округе, Миассе, победил самовыдвиженец, лояльный областной власти.
         Фактически, мы можем говорить об интересном эффекте актуализации политической поддержки Юревича как публичного лидера со стороны своего «ядерного» электората с расширением за счет «подвижных» избирателей. Развернувшийся осенью-зимой в публичном поле элитный конфликт создал своего рода «эмуляцию губернаторских выборов», плебисцита доверия, потребовав от обычно аполитичных жителей региона проявить свою позицию по вопросу доверия действующему губернатору. Можно согласиться с мнением, высказанным редакцией сайта “znak.com”, о том, что именно опыт публичного политика и плотное присутствие в сфере публичной политики как раз и позволяют М.В. Юревичу рассчитывать на серьезный ресурс общественной поддержки, в том числе и в аппаратных интригах. Справедливо и обратное – «громогласное отсутствие» «антигубернаторской оппозиции» в публичной политике стало, вероятно, одним из факторов ее поражения в партии с неплохими шансами на победу, но это уже тема для отдельного исследования.

На следующей неделе мы ожидаем актуализации двух основных сюжетов региональной политической повестки:
- Итоговое кадровое решение по Ф.М. Вяткину и завершающая стадия конфликта;
- Развитие ситуации в Челябинской ГорДуме.
        
Рассмотрим итоги наступающей недели 18-24 марта в следующее воскресенье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий