понедельник, 12 августа 2013 г.

Главные события политической недели в Челябинской области 29.07 – 11.08.2013



Укрепление позиций губернаторской команды

Одним из трендов регионального политического процесса за прошедший период стало усиление позиций команды губернатора М. Юревича.
Основным направлением этого «имиджевого прорыва» стала спортивная тематика – по итогам встречи федерального министра В. Мутко с южноуральским губернатором было заявлено о том, что Челябинск станет национальной спортивной столицей на период после сочинской Олимпиады и до чемпионата мира по футболу 2018-го года. Фактически, речь идет о четырех крупных мировых спортивных чемпионатах и десятке соревнований поменьше рангом. Ориентируясь на опыт соседей из Екатеринбурга, роль хозяина подобных мероприятий приносит не только федеральное финансирование строительства или достройки спортивных объектов (уже было заявлено о ледовом дворце в Сатке, пристрое к дворцу «Трактор», биатлонной трассе в Златоусте и ряде прочих), но и дополнительные средства на социальную и хозяйственную инфраструктуру региона.
Сегодня Челябинской области очень важно не упустить момент и «засветиться» в качестве региона, способного на проведение подобных масштабных публичных шоу, – помимо названных конкретных выгод, именно это и работает на имиджевое преображение Южного Урала из индустриальной площадки в мегаполис, замена «пролетарского» социокультурного ландшафта на современный постиндустриальный. Массовый спорт превратился из олимпийского агона в инструмент международной политики еще в середине 20 века, а сегодня практически завершил свой дрейф из политики в шоу-бизнес – пожалуй, самый финансовоемкий сектор современной экономики. Если Юревичу удастся «завести» Челябинск на мировой рынок спортивного шоу-бизнеса, это станет весьма удовлетворительным результатом его стратегии. Столь же очевидно, что менеджмент всех указанных проектов, намечаемых вплоть до 2018-го года, уже включается в горизонт управленческого планирования администрации Юревича.
Отчасти отражением, в том числе, и достижений региона в спортивной сфере стал рост рейтинга влиятельности губернатора Юревича, зафиксированный Агентством политических и экономических коммуникаций близкого к Администрации президента политолога Д. Орлова. Вероятно, перемещение М. Юревича с 41-го на 38-е место в группе губернаторов с «сильным влиянием» вызвано и названными достижениями, и общим угасанием летом политических конфликтов, бушевавших зимой, и отсутствием существенных публичных скандалов федерального масштаба.
Занятно, что очередная волна слухов о скорой отставке Юревича с поста губернатора, прокатившаяся в начале августа, на сей раз оказалась «приаттачена» парадоксальным образом как раз к активности губернатора на ниве лоббирования в сфере спортивного менеджмента. Можно предположить, что в перспективе любая инициатива Юревича может быть оценена «независимыми блогерами» как проявление готовности к отставке и подготовки себе «теплого места». Удивляет, главным образом, то, что одним из провайдеров последней слуховой волны оказалась мэрия, из кулуаров которой они усиленно транслировались.

Дезорганизация «городской оппозиции»

Между тем, оппонирующая областной команде оппозиционная «конфедерация», которая начала складываться весной этого года, демонстрирует пока отсутствие не только внутреннего единства и активности, но и вообще внутренней интенции на сохранение себя в региональной политике.
Прежде всего, можно предположить, что ожидаемый лидер и спонсор «оппозиции» - А.М. Аристов – вполне логично уже начал тяготиться этой навязываемой ему «светским обществом» ролью. Более того, сегодня место Челябинской области в структуре интересов олигарха вряд ли является однозначно приоритетным – его бизнес-империя давно превратилась уже даже не в федеральную, но в транснациональную. Смысл втягиваться в малоперспективную, затратную и непредсказуемую войну с командой Юревича откровенно неочевиден: выгоды даже от гипотетического устранения Юревича с поста губернатора не искупят издержек, которые необходимы для достижения такого результата, тем более, что этими «вытащенными из огня каштанами» пользоваться будут другие. Не представляется невозможным, что нынешнее отбытие А.М. Аристова в Канаду может оказаться не просто тактическим решением, но и вообще плавным уходом его с региональной политической сцены (хотя бы и на время), к которой Аристов итак сердечно охладел после 1999-го.
Вместе с тем, ряд экспертов высказали иную точку зрения на отъезд А.М. Аристова, заявив о том, что это именно тактический прием, связанный с нежеланием иметь даже формальное отношение к готовящемуся якобы очередному «выбросу» контрпропаганды против М.В. Юревича на федеральных каналах и в интернете. В любом случае, мы можем констатировать, что лично А.М. Аристов вряд ли является основным движителем «антиюревичевской коалиции», и с удовольствием бы отказался от столь обременительной и невыгодной роли.
Такое же затишье, похожее то ли на отпускной сезон, то ли на переформирование деморализованных частей, наступило и в «Соцгороде» - после откровенного провала публичных акций общегородского масштаба «соцгорожане» исчезли даже с горизонтов Металлургического района; интервью А.В. Барышева «Челябинскому рабочему» также вряд ли можно счесть сильным ПР-выходом.
Мы можем предположить, что известная активизация политических акторов в регионе начнется лишь к сентябрю, что связано и с важным в медийном смысле началом учебного года, и с единым днем голосования, и с завершением дачного сезона у большинства челябинцев.

Конфликтные точки в муниципалитетах области

По-прежнему сохраняется политическая напряженность в пяти крупных муниципалитетах области - Златоусте, Троицке, Аше, Каслях и Миассе. Следует отметить при этом, что если в Каслях и Троицке дестабилизация имеет, скорее, временный характер, возникая, прежде всего, из-за отсутствия четкой позиции по поводу преемников отрешенных местных мэров, то в Аше, Миассе и Златоусте ситуация, напротив, «завязана» на фигуры действующих мэров, вызвавших своими действиями к жизни активную местную оппозицию.
Троицкая и каслинская проблемные ситуации вряд ли разрешатся раньше конца августа – процесс согласований и кадровых решений затруднен обычной для летних месяцев неготовностью политиков и чиновников жертвовать своей отпускной «сиестой» по столь незначительным поводам. Пока мы можем лишь предполагать, что по каслинскому кейсу кандидатура А. Грачева набирает все больше «белых шаров», а в Троицке более вероятно появление «комиссара» из области.
А вот Аша, Миасс и Златоуст, вероятно, надолго останутся генераторами проблемной повестки.
Так, в Златоусте подспудный перманентный (совершенно обычный для города) конфликт между десятком разномастных политических группировок города просто наконец-то вышел наружу – и никакого «хорошего» решения в данном случае просто не существует. Поэтому «сдавать» В. Жилина область вряд ли будет не только из-за соображений авторитета, но и ввиду полной бесполезности этого с точки зрения перспектив погашения конфликта.
В Аше реальным механизмом принятия решения о местной власти является согласование областью и группой АМЗ замены В. Чистякова на вызывающую меньшее общественное волнение фигуру – если это будет признано действительно необходимым.
Наконец, в Миассе центром проблемной ситуации, несомненно, является глава города И.В. Войнов – ни один из прочих городских акторов не обладает ни подобной автономией в отношениях с областными властями, ни локальными политическими ресурсами, ни столь существенной политической поддержкой «сверху». Хотя в начале августа Миасс выпал из конфликтной повестки, мы можем утверждать, что это временное затишье.

Рассмотрим итоги недели 12-18 августа в следующую пятницу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий